Художественная ковка и литье

История развития художественной ковки в России знала как взлеты, так и падения. Наибольший ее расцвет пришелся на ХVШ - ХIХ века, период масштабных градостроительных работ, начатых еще Петром I. Именно в это время в Москве, Петербурге, Туле, Новгороде создаются великолепные архитектурные и садово-парковые ансамбли, в оформлении которых используются произведения этого декоративно - прикладного искусства: ограды, фонари, перила мостов, оконные решетки, ограждения балконов и лестниц. В индустриальном ХХ веке многовековые традиции были практически утрачены. И вот сегодня они вновь возрождаются. Ирина Стецюк, "Художественная ковка металла": - Сегодняшняя популярность изделий художественной ковки объясняется тем, что они идеально дополняют интерьер, придают ему неповторимый облик. И при этом органичны в любом стиле и любом пространстве. Художественный металл уникален еще и своей сочетаемостью с другими материалами - камнем, стеклом, древесиной, майоликой и даже текстилем, что дает художнику по металлу безграничные возможности для творчества, для воплощения самых смелых идей. РОЛЬ И СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ В современной художественной ковке применяется масса новых технологических приемов, но до сих пор, как и сотни лет назад, металл нагревают в горне, изделия куют на наковальне и используют все те же проверенные временем инструменты - кувалды, ручники, пробойники, гладилки, клещи, тиски и т. д. Не изменились и используемые материалы - черный и цветной металлы (медь, латунь, бронза). Правда, последние чаще применяются для изготовления декоративных вставок в композиции, выполненные из основного материала - стали. Как известно, сталь - это сплав железа с углеродом. По доле углерода стали делятся на низкоуглеродистые (до 0,25%), среднеуглеродистые (0,25-0,6%) и высокоуглеродистые (0,6-2%). С увеличением этой доли возрастает твердость и закаливаемость, но снижается пластичность и ковкость. Для улучшения тех или иных свойств в сплав вводятся добавки - никель, мышьяк, медь, фосфор, сера и др. Юрий Баранов, художник по металлу: - Идеально для кузнечных работ подходят углеродистые стали обыкновенного качества с маркировкой Ст0, Ст1, Ст2. Содержание углерода в них 0,1-0,3%, они характеризуются наибольшей пластичностью и наименьшей губкостью при одних и тех же термических режимах, выдерживают многократные нагревы, не деформируются и не дают пластических напряжений. В умелых руках мастера такой материал подобен пластилину, из него можно создать практические любую форму и линию. Широко используется Ст3. Но здесь есть некоторые нюансы. Дело в том, что стали с маркировкой "Ст" поставляются по механическим свойствам и по химическому составу не нормируются. В силу этого в Ст3 доля углерода может оказаться завышенной (это зависит от исходного сырья - руды и от качества плавки на предприятии-производителе). Поэтому данная марка чаще применяется для изготовления низконапряженных конструкций, там, где нет ударных и вибрационных нагрузок.

ЗАЩИТА ПОВЕРХНОСТИ Очевидно, что каждое изделие художественной ковки и слесарного искусства должно иметь эстетичный внешний вид. В наше время, когда атмосфера наполнена агрессивными выделениями, эта проблема встает особенно остро. И хотя методы защиты поверхности, использовавшиеся в старину, хорошо известны, сегодня они уже не так эффективны. В современной атмосфере содержится, например, большое количество сернистого ангидрида, пагубно влияющего на металлы. Кроме того, химическая устойчивость металлов, главным образом сталей, значительно уменьшилась из-за появления в процессе металлургического производства инородных примесей. Решая вопрос о защите поверхности изделия, необходимо учитывать, где оно будет находиться. В отношении предметов интерьера ситуация проще, а вот изделия, размещенные снаружи, требуют большего внимания. Практика показывает, что на сегодняшний день из металлических покрытий наиболее пригодны автомобильные антикоррозийные грунты и краски. Они относительно дешевы, прочны, легко наносятся и быстро сохнут, сохраняя заданную художником фактуру ковки. Два-три слоя обеспечивают защиту поверхности на срок до 10 лет. Иногда художники используют приемы искусственного состаривания. Радикальные средства, избавляющие черный металл от способности ржаветь, - оцинковка и гальванопластика. Правда, в этом случае стоимость покрытия может превысить стоимость самого изделия. СТОИМОСТЬ КОВАНОГО ИЗДЕЛИЯ Когда речь заходит о стоимости кованого изделия, нельзя забывать, что мы имеем дело с художественным произведением. Поэтому определяющую роль здесь могут сыграть нематериальные аспекты - эстетические достоинства вещи, ее оригинальность, авторский стиль, известность автора. Владимир Моисеев, генеральный директор ООО "ГОРН": - Если попытаться определить договорную цену наиболее массовых изделий, в которых преобладают распространенные детали и заготовки, то цена складывается следующим образом. Вначале учитывается работа, связанная с замерами, разработкой эскизов, проектов, рабочих чертежей, затем - количество и стоимость материалов, в том числе антикоррозийные покрытия (грунты, краски, растворители, патины), расходные материалы и инструмент (отрезные, зачистные круги, электроды, кокс и т. д.), металл. Например, тонна стали Ст3 стоит 10 - 12 тыс. руб., тонна меди - 85 - 87 тыс. руб. Далее - непосредственное исполнение: заготовительные работы (рубка, штамповка, резка, рихтовка), кузнечные работы (они оцениваются по количеству тех или иных кованых деталей с учетом размеров сечения заготовки), токарные и фрезерные, слесарно-сборочные, зачистные работы. К слову, технологию сборки элементов кованого изделия выбирают клиент и художник по металлу. Сейчас применяются различные виды сварки: полуавтоматическая, газовая, электродуговая и самая на сегодняшний день прогрессивная - аргонная. Материалы, разные по своим техническим свойствам и характеристикам, при аргонной сварке отлично соединяются и практически не требуют зачистки швов. Ее использование, как и применение старинных технологий сборки, требующих высокой квалификации, значительно увеличивают цену кованого изделия. Следующее - работы по антикоррозийной защите изделия и придание ему товарного вида. Как правило, это окраска воздушным распылением и нанесение различных патин и потали. Последний пункт - накладные расходы (каждое предприятие рассчитывает их по-своему, они могут составлять до 25% себестоимости изделия) и налоги. В цену могут быть также включены монтажные работы и транспортные расходы. Есть изделия, в общую композицию которых включены элементы заготовок машинного производства, то есть штамповки. Это не значит, что они не подвергаются дополнительной кузнечной обработке, но стоят дешевле. К слову, создание изделий, которые состоят из одних только заготовок, тоже возможно. Цена в этом случае будет намного ниже, но и вид, соответственно, монотонней. При ручной художественной ковке нельзя сделать две одинаковые детали и элементы декора. Например, стебель цветка или его лепестки обязательно будут иметь различную форму и толщину. При частичной ручной ковке, когда в композиции используются заготовки, декор и детали будут одинакового размера и толщины, но различны по форме. Если же изделие состоит только из штампованных деталей, все элементы одинаковы и по форме, и по размеру, и по толщине.

ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ Чтобы составить общее представление о том, как рождается произведение художественной ковки, рассмотрим основные этапы изготовления на заказ лестничного ограждения.

  1. Заказчик выбирает из нескольких эскизных набросков один, который берется за основу и дорабатывается художником.
  2. Когда утвержден окончательный вариант, по эскизу делается картон-рисунок лестничного марша в натуральную величину с точной прорисовкой деталей композиции.
  3. По картон-рисунку кузнец-художник (или кузнецы, если это промышленное производство) вручную изготавливает детали для будущего ограждения. На каждую группу деталей создается специальный кондуктор, по которому кузнец гнет и обрабатывает (кует) металл. Результат работы - "гора" заготовок.
  4. Предварительная сборка по картон-рисунку. Это делается, чтобы еще раз проверить точность исполнения каждой детали. При необходимости их дорабатывают.
  5. Сборка по технологии, ранее оговоренной с клиентом (соединение деталей на заклепках, специальная кузнечная сварка, электросварка и т. д. )
  6. Когда лестничный марш собран, все соединительные швы зачищаются. Изделие готово к монтажу и последующей обработке поверхности - грунтовке и покраске.
  7. Придание лестничному маршу эстетичного вида с помощью современных красок, имитирующих золото, серебро, медь, бронзу и т. д. Процесс этот довольно трудоемкий, требующий определенных знаний и опыта. Многие художники имеют свои секреты конечной обработки изделий.


Информация взята с сайта Архидо